школа
  • +7 (47343) 9-91-48
Вишневка, Мира ул, 7

Программа "Здоровье"

 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                                                                                         Директор МКОУ  "Спасская  СОШ"

                        __________ Пронин И.В.

  «30»  августа 2016г.

 

 

Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение

«Спасская  средняя  общеобразовательная  школа»

Верхнехавского  муниципального  района

 Воронежской  области

 

 

 

ПРОГРАММА 

 "ЗДОРОВЬЕ"

(Программа деятельности МКОУ  «Спасская СОШ»

 по сохранению здоровья  обучающихся

  на  2016-2017  учебный год)

 

Цель программы: Создание единого пространства для формирования и воспитания  гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы. 

 

Задачи программы:

  • Сохранение и поддержание здоровья детей.
  • Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
  • Обучение основам здорового образа жизни.
  • Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ  по оптимизации             образовательного процесса на валеологической основе.
  • Мониторинг здоровья.
  • Организация   и   проведение   пропагандистской   работы   по   вопросам   здоровья   и       здорового образа жизни.
  • Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.
  • Профориентация подростков.


Раздел 1. Общие положения. Основные проблемы охраны здоровья

детей и необходимость их решения

         1.1 Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей - главная цель школы

      В    современных    условиях сложились    неблагоприятные    тенденции в демографических    процессах    и    состоянии    здоровья    детей;    их    острота    требует  безотлагательного решения.

      В настоящее время дети очень мало бывают на свежем  воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга  проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

     Статистические данные  по школе свидетельствуют об  увеличении  детей со стойкими хроническими заболеваниями. Медицинские осмотры юношей призывного возраста показывают, что половина из них нездорова.

     Росту заболеваемости способствует  ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.

     Реализация  школьной   целевой   программы   «Здоровье»   позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья  учащихся.

Раздел 2. Основные принципы Программы

Программа основывается на следующих принципах:

  • Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
  • Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в  широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.

 

Раздел 3. Основные направления Программы

  3.1. Повышение квалификации педагогов общеобразовательного учреждения;

  3.2.Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей;

  3.3.Формирование     валеологического     мышления     всех     участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

  3.4.Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала  в контексте сохранения здоровья детей.

  3.5.Корректировка   школьного  банка  информации   о   состоянии   психического и  физического  здоровья детей.

  3.6.Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной  работы в школе с целью своевременной коррекции.

Раздел 4. Основные мероприятия программы

4.1.Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно-методического  обеспечения  в целях  сохранения и развития здоровья учащихся

 

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление  статистических отчетов о состоянии

здоровья учащихся в школе.

Каждое полугодие

Зам.директора

2

Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.

Ежегодно

Администрация

3

Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике  ЗОЖ.

Ежегодное дополнение

Библиотекарь

 

4.2. Внедрение оптимальной системы  медико-педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)

Ежедневно

Учителя-

предметники

 

2

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке).

Ежедневно

Учителя-

предметники

 

3

Продолжение работы классов коррекционно – развивающего обучения.           

В течение учебного года

Администрация

 

4

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют  частичную релаксацию учащихся.    

В течение учебного года

Зам директора

5

Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.

Начало четверти

Зам.директора

 

6

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.     

Один раз в полугодие    

 

Директор

 

7

Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков.

Ежегодно

Педагог-

организатор

8

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.     

Два раза в год

Директор.

Классные руководители

9

Проведение методических совещаний на тему «Учет инди­видуальных особенностей школьников».       

Один раз в год           

 

Зам.директора

 

10

Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету.      

Два раза в год           

 

Комиссия

11

Обеспечение условий для предупреждения травматизма:

- организация досуга школьников во время перемен;

 - соблюдение  ТБ при организации учебно-воспитательного процесса

Постоянно

Преподаватели

                                       4.3. Санитарно-просветительская работа

 

 Беседы о здоровом образе жизни с учетом возраста учащихся:

-     Режим дня младшего школьника

-     Гигиена внешней среды

-     Предупреждение травматизма

-     Зарядка и физкультура в жизни школьника

-     Влияние курения на организм человека

-     “Твой режим дня”

-     “Питайтесь правильно”

-     “Организация досуга”

-     Предупреждение травматизма на уроке, улице, дома

-     Развитие человека и вопросы гигиены

-     Предупреждение травматизма при спортивных занятиях

-     Вопросы здоровья и нравственности

-     Рациональное питание, как основа здоровья

-     Влияние вредных привычек на организм

-     Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

-     Организация режима дня

-     Двигательная активность

-     Предупреждение дорожно-транспортных происшествий

-     Специфическая гигиена

-     Режим питания

-     Зависимость здоровья от окружающей среды

-     Вредные привычки и здоровье человека

-     Режим дня старшеклассника

-     Здоровый образ жизни – необходимое условие благополучного будущего

-     Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой

-     Особенности физического воспитания

-     Двигательная активность подростка

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май, сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

 

9-11

9-11

9-11

9-11

9-11

9-11

9-11

9-11

9-11

Выступление  на родительских собраниях по вопросам физического воспитания: “Особенности физического воспитания в младшем школьном возрасте”.

Сентябрь

1-4

 

4.4.   Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.

Постоянно

Учитель физкультуры

2

Комплектование кабинета физкультуры   необходимым  спортивным оборудованием и инвентарем

Ежегодно

Администрация. Учитель физкультуры

3

Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:

-  организация спортивных секций;

-   обучение спортивным играм.

Постоянно

Руководители секций, кружков.

 

 

4.5.    Организация питания школьников

 

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)

Постоянно

Директор,

кл. руководители

 

2

Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания.           

1 раз в четверть

Директор

 

3

Осуществление ежедневного контроля  за работой школьной столовой, проведение целевых тематических  проверок

В течение года

Администрация

4

Улучшение  материально – технической базы столовой (приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей

Ежегодно

Администрация

 

5

Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

- систему классных часов и родительских собраний «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;

-  игры, конкурсы, беседы, ярмарки

Постоянно

Кл. руководители

 

6

Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания.

Ежегодно

Кл. руководители

Ожидаемые конечные результаты Программы:

    Реализация мероприятий Программы позволит:

  1. Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
  2. Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения,  опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
  3. Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей  в урочное  и  внеурочное время;
  4. Постоянно  корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья    детей;
  5. Помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  6. Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Координация и контроль реализации Программы

Контроль  за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы, Управляющий совет  школы:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по  развитию системы  оздоровления детей и подростков;

-ежегодно информирует  Отдел образования о выполнении Программы.